«Солнечный
круг 2016». Конкурс профессионального мастерства педагогов дошкольного
образования. Воспитатель года 2016.
Мастер-класс.
«Использование
игр в процессе развития логического мышления старших дошкольников.»
Актуальность:
Игры
позволяют организовать сложный процесс освоения знаний в интересной для ребёнка
форме, придавая умственной деятельности увлекательный, занимательный характер.
Именно поэтому в процессе игры ребёнок может решить даже те задачи, которые в
других условиях кажутся невыполнимыми.
Целенаправленное
развитие логического мышления у детей дошкольного возраста в процессе
игр в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу,
сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.
ЦЕЛЬ
Создать условия для развития элементарных
приемов логического мышления у старших дошкольников посредством игр.
Задачи:
•
обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению,
отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению,
умозаключениям;
• учить детей ориентироваться в пространстве;
• развивать у детей память, умение рассуждать,
доказывать;
• воспитывать стремление к преодолению трудностей,
уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику;
Мотивация: 1. Легко ли вы решите задачи?
Пояснение:
Сначала вам кажется, что это фигура, у которой нет какого-то общего со всеми признака.
Но тут происходит самое интересное:
- Да, №2 без черной рамки.
- Но как же тогда №3 - единственный круг?
- № 4 - зеленый, когда остальные красные.
- №5 явно меньше остальных...
Логика загадки в том, что только №1 не содержит явных отличий от большинства. И в этом его главное отличие. Поздравляем тех, кто нашел ответ. Не дайте вашим способностям пропасть зря.
Сначала вам кажется, что это фигура, у которой нет какого-то общего со всеми признака.
Но тут происходит самое интересное:
- Да, №2 без черной рамки.
- Но как же тогда №3 - единственный круг?
- № 4 - зеленый, когда остальные красные.
- №5 явно меньше остальных...
Логика загадки в том, что только №1 не содержит явных отличий от большинства. И в этом его главное отличие. Поздравляем тех, кто нашел ответ. Не дайте вашим способностям пропасть зря.
2. А может
вы решите эту задачу?
Для того,
чтобы ребенок решал задачи, необходимо со старшими дошкольниками развивать
логическое мышление, поэтому я взяла тему
«Использование игровой деятельности для развития логического
мышления старших дошкольников».
Фокус-группа из 5 человек выполняют задание.
Вспомнить
всевозможные задания с помощью логических блоков ДЬЕНЕША и придумать свои
задания.
Пока
фокус-группа работает, предлагаю вам вспомнить всевозможные игры для старших
дошкольников.
А сейчас
мы с вами, уважаемые зрители, будем решать задачи на логическое мышление.
Развитие
логического мышления включает
в себя использование развивающих игр, смекалок, головоломок, решение
различных логических игр
и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. Развитие логического мышления у
детей через развивающие игры
имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения.
В
своей работе использую
разнообразные формы, методы и приемы:
• непосредственно образовательная деятельность;
• игровая деятельность;
• самостоятельная деятельность детей;
• рассматривание;
• чтение художественной литературы и т. д.
Игровой занимательный математический
материал многообразен. Для работы с
детьми я выбрала следующие виды:
логические
игры и задачи (на
поиск закономерности, недостающей фигуры, нахождение лишней фигуры,
классификацию, словесные);
игровые
упражнения, основанные на применении дидактического материала – счётных палочек
1.Игры со счетными палочками. Разминка.
Поиграть с коллегами (первому ряду предложить счетные палочки)
Задачи – головоломки со счетными
палочками могут быть различны по уровню сложности:
На составление заданных фигур из
определенного количества палочек. Напр., составить ромб из 5 палочек:
Прямоугольник из 8:
На преобразование фигур путем удаления
заданного количества палочек.
Напр., убрать 4 палочки, чтобы
получились 3 квадрата:
Убрать 8 палочек, чтобы получился плюс:
На преобразование фигур, путем
перекладывания палочек.
Напр., Переложить 1 палочку так, чтобы
дом смотрел в другую сторону:
Переложить 3 палочки так, чтобы корова
взмахнула хвостом и оглянулась:
загадки,
задачи-шутки, задачи – ловушки, занимательные вопросыс математическим смыслом (этот материал создаёт у детей положительный
эмоциональный настрой, активизирует умственную деятельность.
игры
– головоломки («Пифагор», «Листик», кубики «Сложи узор».
2.Блоки Дьенеша.
Фокус-группа озвучивает свои задания и я дополняю их.
Логические игры и упражнения
с блоками Дьенеша
1.
Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно
запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две
фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
2.
Все фигурки складываются в мешок.
Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все
толстые).
3.
Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку
из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет
форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
4.
Выложите перед малышом ряд
фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный... (можно чередовать по
форме, размеру и толщине). Предложите ему продолжить ряд.
5.
В один ряд выкладывается 3 блока Дьенеша, а в другой - 4. Спросите
ребенка, где блоков больше и как их уравнять.
6.
Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней
фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.
7.
Из логических блоков Дьенеша можно составлять плоскостные
изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.
8.
Мама убирает в коробку только прямоугольные блоки, а ребенок все
красные, затем мама убирает только тонкие фигуры, а ребенок – большие и т.д.
9.
Нужно распределить фигуры между мамой и ребенком таким образом,
чтобы маме достались все круглые, а малышу все желтые блоки. Блоки складываются
в два обруча или отмеченные веревкой круги. Но как поделить круг желтого цвета?
Он должен находиться на пересечении двух кругов.
3. Развитие логического мышления
- процесс очень сложный. Сегодня мы говорим
о логических мышлениях старшего дошкольного возраста. Развивая логическое
мышление мы развиваем и творческие способности. Для этого я использую игры-головоломки
«Пифагор», « Листик», «Вьетнамская игра»
Вывод:
Итак, развитие логического мышления
через игровую деятельность,
способствует всестороннему развитию ребёнка,
а именно: развитию умственных и творческих способностей,
познавательного интереса, речи, воображения, памяти, восприятия, формирует нравственно-волевые
качества, является одним из эффективных средств подготовки детей к школе.
Рефлексия:
Для взрослых людей так же важно развитие его критического мышления,
следовательно, на этапе рефлексии своего мастер-класса я предлагаю вам один из
приемов, который называется- синквейн, наверняка всем вам знакомо.
Я
предлагаю :
1) Мышление
2) Два
прилагательных
3) Три
глагола
4) Фраза(желательно
из 3 слов)
5) Слово
синоним (который раскрывает предмет исследования)
1) Мышление
2) Критическое,
творческое
3) Наблюдает,
размышляет, выстраивает
4) Формирует
творческую личность
5) Познание.
Спасибо за внимание!
Солнечный круг – 2016.
НОД для старшей группы. «Путешествие в геометрическую страну».
Цель: Закрепить понятия о геометрических фигурах.
Задачи:
Образовательные: Исследовать,
почему круг катиться, а квадрат нет.
Закрепить
умения классифицировать геометрические фигуры по определенным признакам. Учит
узнавать в окружающих предметах
геометрические фигуры.
Воспитательные: Воспитывать доброжелательное отношение друг
другу, учить работать в группе.
Развивающие: Развивать логическое мышление, умение сравнивать, исследовать,
анализировать, классифицировать, воображать.
Оборудование:
Кубики и мячи среднего размера по количеству детей, письмо, микросхема
телевизора, волшебная коробочка,
набор геометрических фигур, карточки с
заданиями - схемы, блоки Дьенеша, волшебный мешок, ИКТ, клей, салфетки, клеенка.
Ход НОД.
1. Создание
игровой
мотиваций.
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Галина
Анатольевна. Приехала к вам в детский сад в гости. И решила заглянуть в вашу
группу. А у вас разбросаны кубики и мячи. Что же делать?
Дети говорят: - Навести
порядок. Дети заходят, наводят порядок.
В руках мячи, кубики.
Воспитатель: -
Саша, а это что? (Мяч.) А
мяч какой? – (Круглый).
Что можно делать с
мячом? – (Катить.) А может попробовать
нам с вами. Дети катят мяч по ковру друг другу. И приходят к выводу, что мяч
катится.
Воспитатель: - А если
мы возьмем кубик. И тоже сделаем с
кубиком. Маша, что нам скажет? Маша – Кубик не катится. А у тебя Ваня? Ответ Вани – Кубик не катится. А почему кубик не катится? Ответы детей –
Кубик не катится, потому, что ему мешают углы. Вывод: - Правильно, ребята вы путем
исследования определили, что кубик не катится, потому, что ему мешают углы. А
мяч катится.
2.Сюрпризный момент.
Среди разбросанных
кубиков и мячей дети находят большой конверт.
А в конверте письмо от Фиксиков.
Уважаемые, ребята. У
нас сломался телевизор. Нужно собрать микросхему телевизора. Скоро должны выйти
новые серии фиксиков. Мы не можем включить телевизор.
Ребята, что же делать?
Дети хором говорят – Помочь починить
телевизор. А как? - Нужно собрать
микросхему телевизора. Правильно, ребята, надо собрать микросхему телевизора. А
части к микросхеме, мы можем найти в стране геометрических фигур. А попасть в
страну геометрических фигур надо сказать волшебные слова: 1, 2, 3, - покружись.
И в стране геометрических фигур окажись.
За каждое правильно
выполненное задание вы получите части к
микросхеме. (Геометрические фигуры)
3. «Волшебный мешочек»
Цель: Определить на
ощупь какая геометрическая фигура.
4.Блоки Дьенеша.
Цель: Определить, по каким признакам можно сгруппировать фигуры.
Ответы детей с помощью
наводящих вопросов. ( Фигуры можно
сгруппировать по цвету, по размеру, по форме).
5.Какие геометрические
фигуры вы видите? (Схема с геометрическими фигурами, где внутри квадрата, круг,
внутри прямоугольника – овал, прямоугольник и треугольник, что за фигура?).
Цель: С помощью
наводящих вопросов дать определение «Четырехугольника».
Подвести детей к тому, чтобы они сами сказали,
что фигура у которой 4 угла и 4 стороны называется
четырехугольником
6. На экране предметы
из окружения. На какие геометрические
фигуры они похожи?
Цель: Использование
инновационных технологии.
(Ноутбук).
Воспитатель: Вы справились с заданиями и вы собрали
геометрические фигуры. А для чего вы их собирали?
Дети:
Для того, чтобы собрать микросхему телевизора.
Вот и подошло время
возвращаться в детский сад. Скажем волшебные слова 1,2,3 покружись и в стране
геометрических фигур окажись.
Воспитатель: Вот мы и в детском саду. А что будите делать?
Дети: - Чинить телевизор.
Приступайте. Дети
собирают микросхему. После телевизор начинает работать.
Воспитатель: - Ждите новых серии Фиксиков.
Итог.
Для чего мы делали задания? Дети -
Для того, чтобы починить микросхему телевизора, мы собирали части в виде
геометрических фигур.
Рефлексия.
На доске изображение паровоза, где каждый
вагон означает этап задания. У детей 2
круга - желтый и синий. Желтый круг нужно положить в тот вагон, где больше
всего понравилось. Синий круг, нужно положить в тот вагон, где было
неинтересно. Ну, а, если понравились все
этапы заданий, то
желтый круг нужно положить в паровоз.
Спасибо за внимание.
Комментариев нет:
Отправить комментарий