«Солнечный
круг 2016». Конкурс профессионального мастерства педагогов дошкольного
образования. Воспитатель года 2016.
Мастер-класс.
«Использование
игр в процессе развития логического мышления старших дошкольников.»
Актуальность:
Игры
позволяют организовать сложный процесс освоения знаний в интересной для ребёнка
форме, придавая умственной деятельности увлекательный, занимательный характер.
Именно поэтому в процессе игры ребёнок может решить даже те задачи, которые в
других условиях кажутся невыполнимыми.
Целенаправленное
развитие логического мышления у детей дошкольного возраста в процессе
игр в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу,
сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.
ЦЕЛЬ
Создать условия для развития элементарных
приемов логического мышления у старших дошкольников посредством игр.
Задачи:
•
обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению,
отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению,
умозаключениям;
• учить детей ориентироваться в пространстве;
• развивать у детей память, умение рассуждать,
доказывать;
• воспитывать стремление к преодолению трудностей,
уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику;
Мотивация: 1. Легко ли вы решите задачи?
Пояснение:
Сначала вам кажется, что это фигура, у которой нет какого-то общего со всеми признака.
Но тут происходит самое интересное:
- Да, №2 без черной рамки.
- Но как же тогда №3 - единственный круг?
- № 4 - зеленый, когда остальные красные.
- №5 явно меньше остальных...
Логика загадки в том, что только №1 не содержит явных отличий от большинства. И в этом его главное отличие. Поздравляем тех, кто нашел ответ. Не дайте вашим способностям пропасть зря.
Сначала вам кажется, что это фигура, у которой нет какого-то общего со всеми признака.
Но тут происходит самое интересное:
- Да, №2 без черной рамки.
- Но как же тогда №3 - единственный круг?
- № 4 - зеленый, когда остальные красные.
- №5 явно меньше остальных...
Логика загадки в том, что только №1 не содержит явных отличий от большинства. И в этом его главное отличие. Поздравляем тех, кто нашел ответ. Не дайте вашим способностям пропасть зря.
2. А может
вы решите эту задачу?
Для того,
чтобы ребенок решал задачи, необходимо со старшими дошкольниками развивать
логическое мышление, поэтому я взяла тему
«Использование игровой деятельности для развития логического
мышления старших дошкольников».
Фокус-группа из 5 человек выполняют задание.
Вспомнить
всевозможные задания с помощью логических блоков ДЬЕНЕША и придумать свои
задания.
Пока
фокус-группа работает, предлагаю вам вспомнить всевозможные игры для старших
дошкольников.
А сейчас
мы с вами, уважаемые зрители, будем решать задачи на логическое мышление.
Развитие
логического мышления включает
в себя использование развивающих игр, смекалок, головоломок, решение
различных логических игр
и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. Развитие логического мышления у
детей через развивающие игры
имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения.
В
своей работе использую
разнообразные формы, методы и приемы:
• непосредственно образовательная деятельность;
• игровая деятельность;
• самостоятельная деятельность детей;
• рассматривание;
• чтение художественной литературы и т. д.
Игровой занимательный математический
материал многообразен. Для работы с
детьми я выбрала следующие виды:
логические
игры и задачи (на
поиск закономерности, недостающей фигуры, нахождение лишней фигуры,
классификацию, словесные);
игровые
упражнения, основанные на применении дидактического материала – счётных палочек
1.Игры со счетными палочками. Разминка.
Поиграть с коллегами (первому ряду предложить счетные палочки)
Задачи – головоломки со счетными
палочками могут быть различны по уровню сложности:
На составление заданных фигур из
определенного количества палочек. Напр., составить ромб из 5 палочек:
Прямоугольник из 8:
На преобразование фигур путем удаления
заданного количества палочек.
Напр., убрать 4 палочки, чтобы
получились 3 квадрата:
Убрать 8 палочек, чтобы получился плюс:
На преобразование фигур, путем
перекладывания палочек.
Напр., Переложить 1 палочку так, чтобы
дом смотрел в другую сторону:
Переложить 3 палочки так, чтобы корова
взмахнула хвостом и оглянулась:
загадки,
задачи-шутки, задачи – ловушки, занимательные вопросыс математическим смыслом (этот материал создаёт у детей положительный
эмоциональный настрой, активизирует умственную деятельность.
игры
– головоломки («Пифагор», «Листик», кубики «Сложи узор».
2.Блоки Дьенеша.
Фокус-группа озвучивает свои задания и я дополняю их.
Логические игры и упражнения
с блоками Дьенеша
1.
Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно
запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две
фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
2.
Все фигурки складываются в мешок.
Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все
толстые).
3.
Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку
из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет
форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
4.
Выложите перед малышом ряд
фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный... (можно чередовать по
форме, размеру и толщине). Предложите ему продолжить ряд.
5.
В один ряд выкладывается 3 блока Дьенеша, а в другой - 4. Спросите
ребенка, где блоков больше и как их уравнять.
6.
Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней
фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.
7.
Из логических блоков Дьенеша можно составлять плоскостные
изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.
8.
Мама убирает в коробку только прямоугольные блоки, а ребенок все
красные, затем мама убирает только тонкие фигуры, а ребенок – большие и т.д.
9.
Нужно распределить фигуры между мамой и ребенком таким образом,
чтобы маме достались все круглые, а малышу все желтые блоки. Блоки складываются
в два обруча или отмеченные веревкой круги. Но как поделить круг желтого цвета?
Он должен находиться на пересечении двух кругов.
3. Развитие логического мышления
- процесс очень сложный. Сегодня мы говорим
о логических мышлениях старшего дошкольного возраста. Развивая логическое
мышление мы развиваем и творческие способности. Для этого я использую игры-головоломки
«Пифагор», « Листик», «Вьетнамская игра»
Вывод:
Итак, развитие логического мышления
через игровую деятельность,
способствует всестороннему развитию ребёнка,
а именно: развитию умственных и творческих способностей,
познавательного интереса, речи, воображения, памяти, восприятия, формирует нравственно-волевые
качества, является одним из эффективных средств подготовки детей к школе.
Рефлексия:
Для взрослых людей так же важно развитие его критического мышления,
следовательно, на этапе рефлексии своего мастер-класса я предлагаю вам один из
приемов, который называется- синквейн, наверняка всем вам знакомо.
Я
предлагаю :
1) Мышление
2) Два
прилагательных
3) Три
глагола
4) Фраза(желательно
из 3 слов)
5) Слово
синоним (который раскрывает предмет исследования)
1) Мышление
2) Критическое,
творческое
3) Наблюдает,
размышляет, выстраивает
4) Формирует
творческую личность
5) Познание.
Спасибо за внимание!
Солнечный круг – 2016.
НОД для старшей группы. «Путешествие в геометрическую страну».
Цель: Закрепить понятия о геометрических фигурах.
Задачи:
Образовательные: Исследовать,
почему круг катиться, а квадрат нет.
Закрепить
умения классифицировать геометрические фигуры по определенным признакам. Учит
узнавать в окружающих предметах
геометрические фигуры.
Воспитательные: Воспитывать доброжелательное отношение друг
другу, учить работать в группе.
Развивающие: Развивать логическое мышление, умение сравнивать, исследовать,
анализировать, классифицировать, воображать.
Оборудование:
Кубики и мячи среднего размера по количеству детей, письмо, микросхема
телевизора, волшебная коробочка,
набор геометрических фигур, карточки с
заданиями - схемы, блоки Дьенеша, волшебный мешок, ИКТ, клей, салфетки, клеенка.
Ход НОД.
1. Создание
игровой
мотиваций.
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Галина
Анатольевна. Приехала к вам в детский сад в гости. И решила заглянуть в вашу
группу. А у вас разбросаны кубики и мячи. Что же делать?
Дети говорят: - Навести
порядок. Дети заходят, наводят порядок.
В руках мячи, кубики.
Воспитатель: -
Саша, а это что? (Мяч.) А
мяч какой? – (Круглый).
Что можно делать с
мячом? – (Катить.) А может попробовать
нам с вами. Дети катят мяч по ковру друг другу. И приходят к выводу, что мяч
катится.
Воспитатель: - А если
мы возьмем кубик. И тоже сделаем с
кубиком. Маша, что нам скажет? Маша – Кубик не катится. А у тебя Ваня? Ответ Вани – Кубик не катится. А почему кубик не катится? Ответы детей –
Кубик не катится, потому, что ему мешают углы. Вывод: - Правильно, ребята вы путем
исследования определили, что кубик не катится, потому, что ему мешают углы. А
мяч катится.
2.Сюрпризный момент.
Среди разбросанных
кубиков и мячей дети находят большой конверт.
А в конверте письмо от Фиксиков.
Уважаемые, ребята. У
нас сломался телевизор. Нужно собрать микросхему телевизора. Скоро должны выйти
новые серии фиксиков. Мы не можем включить телевизор.
Ребята, что же делать?
Дети хором говорят – Помочь починить
телевизор. А как? - Нужно собрать
микросхему телевизора. Правильно, ребята, надо собрать микросхему телевизора. А
части к микросхеме, мы можем найти в стране геометрических фигур. А попасть в
страну геометрических фигур надо сказать волшебные слова: 1, 2, 3, - покружись.
И в стране геометрических фигур окажись.
За каждое правильно
выполненное задание вы получите части к
микросхеме. (Геометрические фигуры)
3. «Волшебный мешочек»
Цель: Определить на
ощупь какая геометрическая фигура.
4.Блоки Дьенеша.
Цель: Определить, по каким признакам можно сгруппировать фигуры.
Ответы детей с помощью
наводящих вопросов. ( Фигуры можно
сгруппировать по цвету, по размеру, по форме).
5.Какие геометрические
фигуры вы видите? (Схема с геометрическими фигурами, где внутри квадрата, круг,
внутри прямоугольника – овал, прямоугольник и треугольник, что за фигура?).
Цель: С помощью
наводящих вопросов дать определение «Четырехугольника».
Подвести детей к тому, чтобы они сами сказали,
что фигура у которой 4 угла и 4 стороны называется
четырехугольником
6. На экране предметы
из окружения. На какие геометрические
фигуры они похожи?
Цель: Использование
инновационных технологии.
(Ноутбук).
Воспитатель: Вы справились с заданиями и вы собрали
геометрические фигуры. А для чего вы их собирали?
Дети:
Для того, чтобы собрать микросхему телевизора.
Вот и подошло время
возвращаться в детский сад. Скажем волшебные слова 1,2,3 покружись и в стране
геометрических фигур окажись.
Воспитатель: Вот мы и в детском саду. А что будите делать?
Дети: - Чинить телевизор.
Приступайте. Дети
собирают микросхему. После телевизор начинает работать.
Воспитатель: - Ждите новых серии Фиксиков.
Итог.
Для чего мы делали задания? Дети -
Для того, чтобы починить микросхему телевизора, мы собирали части в виде
геометрических фигур.
Рефлексия.
На доске изображение паровоза, где каждый
вагон означает этап задания. У детей 2
круга - желтый и синий. Желтый круг нужно положить в тот вагон, где больше
всего понравилось. Синий круг, нужно положить в тот вагон, где было
неинтересно. Ну, а, если понравились все
этапы заданий, то
желтый круг нужно положить в паровоз.
Спасибо за внимание.
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)

.jpg)
Комментариев нет:
Отправить комментарий