Солнечный круг - 2016







































«Солнечный круг 2016». Конкурс профессионального мастерства педагогов дошкольного образования. Воспитатель года 2016.
Мастер-класс.
«Использование игр в процессе развития логического мышления старших дошкольников.»

Актуальность:
 Игры позволяют организовать сложный процесс освоения знаний в интересной для ребёнка форме, придавая умственной деятельности увлекательный, занимательный характер. Именно поэтому в процессе игры ребёнок может решить даже те задачи, которые в других условиях кажутся невыполнимыми.
Целенаправленное  развитие логического мышления у детей дошкольного возраста в процессе игр в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.
ЦЕЛЬ
Создать условия для развития элементарных приемов логического мышления у старших дошкольников посредством игр.



Задачи:
• обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям;
• учить детей ориентироваться в пространстве;
 развивать у детей память, умение рассуждать, доказывать;
• воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику;
Мотивация: 1. Легко ли вы решите задачи?
Пояснение:

Сначала вам кажется, что это фигура, у которой нет какого-то общего со всеми признака.

Но тут происходит самое интересное:

- Да, №2 без черной рамки.

- Но как же тогда №3 - единственный круг?

- № 4 - зеленый, когда остальные красные.

- №5 явно меньше остальных...

Логика загадки в том, что только №1 не содержит явных отличий от большинства. И в этом его главное отличие. Поздравляем тех, кто нашел ответ. Не дайте вашим способностям пропасть зря.
2. А может вы решите эту задачу?
Для того, чтобы ребенок решал задачи, необходимо со старшими дошкольниками развивать логическое мышление, поэтому я взяла тему  «Использование игровой деятельности для развития логического мышления старших дошкольников». 
Фокус-группа  из 5 человек выполняют задание.
Вспомнить всевозможные задания с помощью логических блоков ДЬЕНЕША и придумать свои задания.
Пока фокус-группа работает, предлагаю вам вспомнить всевозможные игры для старших дошкольников.  
А сейчас мы с вами, уважаемые зрители, будем решать задачи на логическое мышление.

Развитие логического мышления включает в себя использование развивающих игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. Развитие логического мышления у детей через развивающие игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения.
В своей работе использую разнообразные формы, методы и приемы:
• непосредственно образовательная деятельность;
• игровая деятельность;
• самостоятельная деятельность детей;
• рассматривание;
• чтение художественной литературы и т. д.
Игровой занимательный математический материал многообразен. Для работы с детьми я выбрала следующие виды:
логические игры и задачи (на поиск закономерности, недостающей фигуры, нахождение лишней фигуры, классификацию, словесные);

игровые упражнения, основанные на применении дидактического материала – счётных палочек
1.Игры со счетными палочками. Разминка.
Поиграть с коллегами (первому ряду предложить счетные палочки)
Задачи – головоломки со счетными палочками могут быть различны по уровню сложности:
На составление заданных фигур из определенного количества палочек. Напр., составить ромб из 5 палочек:
Прямоугольник из 8:
На преобразование фигур путем удаления заданного количества палочек.
Напр., убрать 4 палочки, чтобы получились 3 квадрата:
Убрать 8 палочек, чтобы получился плюс:
На преобразование фигур, путем перекладывания палочек.
Напр., Переложить 1 палочку так, чтобы дом смотрел в другую сторону:
Переложить 3 палочки так, чтобы корова взмахнула хвостом и оглянулась:
загадки, задачи-шутки, задачи – ловушки, занимательные вопросыс математическим смыслом (этот материал создаёт у детей положительный эмоциональный настрой, активизирует умственную деятельность.

игры – головоломки («Пифагор»,  «Листик», кубики «Сложи узор»



2.Блоки Дьенеша.
Фокус-группа озвучивает свои задания и я дополняю их.
Логические игры  и упражнения с  блоками Дьенеша
1.     Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
2.    
Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).
3.     Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
4.    
Выложите перед малышом ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный... (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите ему продолжить ряд.
5.     В один ряд выкладывается 3 блока Дьенеша, а в другой - 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять.
6.     Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.
7.     Из логических блоков Дьенеша можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.
8.     Мама убирает в коробку только прямоугольные блоки, а ребенок все красные, затем мама убирает только тонкие фигуры, а ребенок – большие и т.д.

9.     Нужно распределить фигуры между мамой и ребенком таким образом, чтобы маме достались все круглые, а малышу все желтые блоки. Блоки складываются в два обруча или отмеченные веревкой круги. Но как поделить круг желтого цвета? Он должен находиться на пересечении двух кругов.

3.  Развитие логического мышления -  процесс очень сложный. Сегодня мы говорим о логических мышлениях старшего дошкольного возраста. Развивая логическое мышление мы развиваем и творческие способности. Для этого я использую игры-головоломки «Пифагор», « Листик», «Вьетнамская игра»

Вывод:
Итак, развитие логического мышления через  игровую деятельность, способствует всестороннему развитию ребёнка, а именно: развитию умственных и творческих способностей, познавательного интереса, речи, воображения, памяти, восприятия, формирует нравственно-волевые качества, является одним из эффективных средств подготовки детей к школе.

Рефлексия: Для взрослых людей так же важно развитие его критического мышления, следовательно, на этапе рефлексии своего мастер-класса я предлагаю вам один из приемов, который называется- синквейн, наверняка всем вам знакомо.
Я предлагаю :
1)    Мышление
2)    Два прилагательных
3)    Три глагола
4)    Фраза(желательно из 3 слов)
5)    Слово синоним (который раскрывает предмет исследования)


1)    Мышление
2)    Критическое, творческое
3)    Наблюдает, размышляет, выстраивает
4)    Формирует творческую личность
5)    Познание.  


Спасибо за внимание!







                                    Солнечный круг – 2016.
НОД для старшей группы.  «Путешествие в геометрическую страну».
Цель: Закрепить понятия о геометрических фигурах.
Задачи:
Образовательные:  Исследовать,  почему круг катиться, а квадрат нет.
  Закрепить умения классифицировать геометрические фигуры по определенным признакам. Учит узнавать в окружающих предметах  геометрические фигуры.
Воспитательные:  Воспитывать доброжелательное отношение друг другу, учить работать в группе.
Развивающие: Развивать логическое мышление,  умение сравнивать, исследовать, анализировать, классифицировать, воображать.
Оборудование:  Кубики и мячи среднего размера по количеству детей, письмо,  микросхема  телевизора,  волшебная коробочка, набор геометрических фигур,  карточки с заданиями - схемы,  блоки  Дьенеша, волшебный мешок,  ИКТ, клей, салфетки, клеенка.
Ход НОД.
1.     Создание  игровой  мотиваций.
 Здравствуйте, ребята. Меня зовут Галина Анатольевна. Приехала к вам в детский сад в гости. И решила заглянуть в вашу группу. А у вас разбросаны кубики и мячи. Что же делать?
Дети говорят: - Навести порядок.  Дети заходят, наводят порядок. В руках мячи, кубики.
Воспитатель: - Саша,  а это что?  (Мяч.) А  мяч какой? – (Круглый).
Что можно делать с мячом? – (Катить.) А  может попробовать нам с вами. Дети катят мяч по ковру друг другу. И приходят к выводу, что мяч катится.
Воспитатель: - А если мы возьмем кубик.  И тоже сделаем с кубиком. Маша, что нам скажет? Маша – Кубик не катится. А  у тебя Ваня? Ответ Вани – Кубик не катится.  А почему кубик не катится? Ответы детей – Кубик не катится, потому, что ему мешают углы.  Вывод: - Правильно, ребята вы путем исследования определили, что кубик не катится, потому, что ему мешают углы. А мяч катится.
2.Сюрпризный момент.
Среди разбросанных кубиков и мячей дети находят большой конверт.  А в конверте письмо от Фиксиков.
Уважаемые, ребята. У нас сломался телевизор. Нужно собрать микросхему телевизора. Скоро должны выйти новые серии фиксиков. Мы не можем включить телевизор.
Ребята, что же делать? Дети хором говорят – Помочь починить  телевизор. А как?  - Нужно собрать микросхему телевизора. Правильно, ребята, надо собрать микросхему телевизора. А части к микросхеме, мы можем найти в стране геометрических фигур. А попасть в страну геометрических фигур надо сказать волшебные слова: 1, 2, 3, - покружись. И в стране геометрических фигур окажись.
За каждое правильно выполненное задание вы получите части  к микросхеме. (Геометрические  фигуры)
3. «Волшебный мешочек»
Цель: Определить на ощупь  какая геометрическая фигура.
4.Блоки Дьенеша.
Цель:  Определить,  по каким  признакам  можно  сгруппировать  фигуры.
Ответы детей с помощью наводящих вопросов.  ( Фигуры можно сгруппировать по цвету, по размеру, по форме).
5.Какие геометрические фигуры вы видите? (Схема с геометрическими фигурами, где внутри квадрата, круг, внутри прямоугольника – овал, прямоугольник и треугольник, что за фигура?).
Цель: С помощью наводящих вопросов дать определение «Четырехугольника».
 Подвести детей к тому, чтобы они сами сказали, что  фигура у которой  4 угла и 4 стороны называется четырехугольником
6. На экране предметы из окружения.  На какие геометрические фигуры они похожи?
Цель:  Использование  инновационных  технологии. (Ноутбук).
Воспитатель:  Вы справились с заданиями и вы собрали геометрические фигуры. А для чего вы их собирали?
 Дети:  Для того, чтобы собрать микросхему телевизора.
Вот и подошло время возвращаться в детский сад. Скажем волшебные слова 1,2,3 покружись и в стране геометрических фигур окажись.
Воспитатель:  Вот мы и в детском саду. А что будите делать? Дети:  - Чинить телевизор.
Приступайте. Дети собирают микросхему. После телевизор начинает работать.
Воспитатель:  - Ждите новых серии Фиксиков.
Итог.
 Для чего мы делали задания?  Дети -  Для того, чтобы починить микросхему телевизора, мы собирали части в виде геометрических фигур.
Рефлексия.
 На доске изображение паровоза, где каждый вагон означает этап задания. У детей  2 круга -  желтый и синий. Желтый  круг нужно положить в тот вагон, где больше всего понравилось. Синий круг, нужно положить в тот вагон, где было неинтересно. Ну, а, если  понравились все этапы заданий, то
 желтый круг нужно положить в паровоз.
Спасибо за внимание.


Комментариев нет:

Отправить комментарий