Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста..

«Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»
«Сказки, сказки»
Программные задачи. Учить детей видеть в различных предметах возможных заместителей других предметов, пригодных для той или иной игры. Учить пользоваться заместителями, соотносить картинки с определенными значками.
Игры: «Зверюшки на дорожках», «Сложи узор», «Позади огород» (см. Венгер П. А., Дьяченко О. М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста».)
Занятие 1. «Репка»
Программные задачи. Развивать умение использовать заместители для обозначения персонажей сказки, развивать умение понимать сказку на основе построения наглядной модели.
Материал: фланелеграф (2 шт., фигуры персонажей, изображения дома, огорода, заместителя персонажей сказки (полоски разной длины) .
План занятия:
1. Разобрать уже известную детям сказку (по вопросам) .
2. Рассказать детям сказку, распределяя фигурки персонажей, на первом фланелеграф и их заместители на втором фланелеграф.
3. Еще раз рассказать сказку – дети самостоятельно составляют наглядную пространственную модель. (см. Дошкольное воспитание. 1993, 11.)
Занятие 2. «Три медведя»
Программные задачи. Продолжать развивать умение использовать заместители персонажей сказки; умение понимать сказку на основе построения наглядной модели.
Материал: фланелеграф (2 шт., фигуры персонажей и изображения деревьев, домика, заместители персонажей сказки (полоски разной длины или кружки разной величины) .
План занятия:
1. Рассказать детям сказку.
2. Организовать этюд «Как ходят медведи».
3. Организовать игру, «Какой медведь идет по лесу» (дети смотрят на фланелеграф с бумажными полосками или кружками и на другом фланелеграфе располагают фигурки медведей в том же порядке, что и бумажные полоски, затем самостоятельно моделируют сказку.
Занятие 3. «Рукавичка» («Теремок»)
Проводятся так же, как два предыдущих (с использованием кружков или полосок одного цвета, но разной величины) .
Занятие «Колобок»
Программные задачи. Развивать умение подбирать заместители по заданному признаку (цвету) .
Материал: кружки одинаковой величины, но разного цвета: колобок – желтый кружок, заяц – светло-серый, медведь – коричневый, лиса – оранжевый, волк – темно-серый кружок (на каждого ребенка).
Предварительная работа. Чтение и обыгрывание сказки «Колобок».
План занятия:
Воспитатель вместе с детьми обговаривает цвет кружка – заместителя персонажа (например, колобок - из теста, аппетитный, вкусный, круглый, поэтому желтый). Воспитатель рассказывает сказку – дети с помощью кружков составляют ее наглядную модель.
Занятие «Лиса, заяц и петух»
Программные задачи. Продолжать развивать умение подбирать заместители по данному признаку (цвету). Учить строить модель сказки по ходу ее изложения.
Материал: кружки одинаковой величины, но разного цвета (белый, оранжевый, серый, коричневый, красный) .
План занятия.
Воспитатель. Сегодня мы будем играть в сказку, хорошо вам знакомую, но сначала обозначим кружком определенного цвета каждый персонаж. Какого цвета может быть лиса? Заяц? Петух?.
Воспитатель рассказывает сказку, а деть с помощью кружков «разыгрывают» действия, описываемые в ней.
Занятие «Ступеньки доброты»
Программные задачи. Учить детей передавать свое отношение к поступкам героев; формировать свое представление о справедливости, скромности.
Материал: изображения героев сказок: «Колобок» и «Лиса, заяц и петух», панно с изображением лестницы (демонстрационное, кружки – заменители (на каждого ребенка) .
План занятия.
Воспитатель показывает изображения персонажей сказок, дети называют их, находят их на «ступенька доброты». (см. «Дошкольное воспитание. -1994, №5). Бабушка – добрая (на красной ступеньке, лиса – злая (на черной ступеньке) .
Занятие «Зимовье зверей»
Программные задачи. Учить подбирать заместители по заданным признакам (величины, цвету) ; продолжать учить передавать свое отношение к поступкам героев.
Материал: иллюстрации к сказке; заместители (кружки разной величины и разного цвета) ; «ступеньки доброты».
План занятия.
Дети по иллюстрациям узнают сказку, вспоминают ее героев, подбирают для каждого персонажа заместитель (самостоятельно) .
Воспитатель рассказывает сказку, дети разыгрывают описываемые в ней действия с кружками. В конце занятия организуется игра «Ступенька доброты».
Занятие «Шкатулка со сказками»
Программные задачи. Развивать умение подбирать к заместителям соответствующие им персонажи.
Материал: кружки разного цвета и разной величины; полоски одного цвета, но разной длины.
План занятия.
Перед началом игры надо вырезать из бумаги несколько (8-10) кружков разного цвета и сложить их в коробку, а коробочку прикрыть платком. Шкатулка со сказками готова. Предложить ребенку сочинить вместе с вами сказку. Тот, кто начинает, вытаскивает из шкатулки цветной кружок. Надо придумать, кто это или что это будет в сказке. Например, если ребенок вытащил зеленый кружок, то можно предложить рассказать сказку про кузнечика, про зеленый лист, про огурчик… после того как первый играющий сказал 2-3 предложения, следующий вытаскивает другой кружок, говорит, кто это или что это такое, и продолжает сказку. Затем кружок вытаскивает следующий играющий. После того как бедет рассказана одна сказка, все кружки собираются и можно рассказать следующую. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история и чтобы ребенок про один и тот же кружок в разных ситуациях придумывал разные варианты ответов.
Литература.
«Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. Книга для воспитателей и родителей. / Под ред. О. М. Дьяченко, Е. Л. Агетевой. -М. Просвещение. 1991 г. С. 38.
Игры с геометрическими фигурами.
Отарбаева Галина Толеутаевна   - старший воспитатель БДОУ г.Омска «Детский сад №127».
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра – это искра зажигающая огонек   пытливости и любознательности».
                                                                                         В.А. Сухомлинский.
                              Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.). Знание геометрических фигур (овал, круг) можно закрепить в дидактической игре «Подбери по форме» (по типу лото).  Ведущий кладет на стол карточку с изображением круга и говорит: «У кого имеются круглые предметы?» Каждый ребенок ищет в своих карточках круглый предмет — шар, пуговицу, часы, мяч, арбуз и т.д.  В этой игре я внимательно слежу за правильным подбором геометрических форм, их названием и учу находить такие формы в окружающей действительности.  Затем, предлагаю детям назвать и рассказать, что они нашли.
               Дидактическую игру "Геометрическая мозаика" можно использовать и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. Перед началом игры дети делятся на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даются задания разной сложности. Например: ·Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу.  Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье).   Работа по собственному замыслу (просто человека).   Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.
                       Игры – путешествие во времени.
Эта группа математических игр служит для знакомства детей с днями недели.     Познакомив детей с днями недели, через игру «Сказочные гномики», объяснила, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, мы назвали каждого гномика соответствующим днём недели. Рассказала детям о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник- второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый. После такой беседы я предлагала игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности.    Дети с удовольствием играют в игру «Живая неделька». Для игры вызываю к доске 7 детей, пересчитываю их по порядку, даю им в руки гномика с разноцветными колпачками, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели.  Например, первый ребенок с красным гномиком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник, второй - с белым гномиком и т.д.   Затем игра усложнялась, дети играли в «Неправильную недельку», где все дни недели  смешались. Им очень нравится эта игра, они с удовольствием выстраивают гномиков по порядку. Можно использовать для этой игры и другие сподручные материалы. В дальнейшем, можно использовать следующие игры "Назови скорее", "Дни недели", "Назови пропущенное слово", "Круглый год", "Двенадцать месяцев", которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.
                     Игры на ориентирование в пространстве
 Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными  представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.  Я поставила перед собой задачу научить детей ориентироваться в специально  созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию.  Дети свободно выполняют задания типа: Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади – стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Катя, а сзади - Артём. При помощи дидактических игр «Кот в сапогах», «Придумай пейзаж», «Замыслы архитекторов» и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: справа от берёзы стоит дом, слева дома - кукла и т.д.  Выполняя задания по ориентировке на листе бумаги, некоторые дети допускали ошибки, тогда я давала этим ребятам возможность самостоятельно найти их и исправить свои ошибки. Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, проводила игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра «Найди клад» - отправляемся на поиски сокровищ на пиратском корабле. Для этого использую музыкальное сопровождение, ориентировки, схемы. Например, распечатываю конверт, найденный в рубке у капитана, читаю: «Надо встать перед входной дверью в группу, пройти 3 шага вперёд, повернуть направо и пройти ещё 5 шагов вперёд и т.д. ”. Дети выполняют задание, находят клад. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей «Путешествие по комнате», «Путешествие матрёшек», «Путешествие зайчика». Играя с детьми, я заметила, что они стали хорошо справляться со всеми заданиями, стали употреблять слова для обозначения положения предметов на листе.
                                     Игры на логическое мышление
 В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений , которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. С целью развития у детей мышления, я использую различные игры «Предметные парочки», «Ассоциации», и упражнения. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с таким заданиями начала с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. Кроме того, даю задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся  выполнять такие упражнения, задания для них усложняются. Предлагаю выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Такие игры помогают развивать у детей умение мыслить логически, сравнивать сопоставлять и высказывать свои умозаключения.      Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Начинать надо с самых простых головоломок – с палочками, где в ходе решения идут, как правило, трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества.  В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели.  Ежедневные упражнения в составлении геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) из счетных палочек дает возможность закреплению знаний о формах и видоизменениях.   Знакомлю детей со способами пристроения, присоединения, перестроения одной формы из другой. Первые попытки не всегда приводят к положительному результату, но методы «проб и ошибок» приводят к тому, что постепенно количество проб сокращается. Усвоить способ пристроения фигур, дети осваивают способ построения фигур путем деления геометрической фигуры на несколько (четырехугольник или квадрат на два треугольника, на два квадрата). Работая с палочками, дети способны представить возможные пространственные, количественные изменения.
               Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования. Их нельзя решить каким-либо усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную умственную деятельность, стремясь достичь конечной цели – видоизменить или построить пространственную фигуру. Для детей 5-7 лет задачи на смекалку можно объединить в 3 группы (по способу перестроения фигур, степени сложности). 1. Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек: составить 2 равных квадрата из 7 палочек, 2 равных треугольника из 5 палочек. 2. Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек. 3. Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры. В ходе обучения способам решения задачи на смекалку даются в указанной последовательности, начиная с более простых, чтобы усвоенные детьми умения и навыки готовили ребят к более сложным действиям. Организуя эту работу, ставлю цель – учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых способов, образцов решения. Самые простые задачи первой группы дети без труда могут решить, если ежедневно упражнять их в составлении геометрических фигур (квадратов, прямоугольников, треугольников) из счетных палочек. Головоломки первой группы детям предлагают в определенной последовательности.  Переходя от простых заданий к более сложным, я уделяю внимание играм с составлением плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Это игра «Танграм». Она еще называется «Головоломкой из картона». На первом этапе закрепляем знания геометрических фигур, уточняем знания в пространственном представлении, умение ориентироваться на столе. Затем приступаем составлять новые фигуры с помощью образцов. При воссоздании фигуры на плоскости очень важно мысленно представить изменения в расположении фигур, которые происходят в результате их трансфигурации. По мере освоения детьми способов составления фигур-силуэтов предлагаю им задания творческого характера, давая возможность проявить смекалку, находчивость. В ходе обучения дети быстро осваивают игры на воссоздания образных фигур, сюжетных изображений. Еще одной занимательной игрой является «Коломбо яйцо». После рассмотрении и назывании частей, определении формы и размера ребятам предлагаю найти сходства: фигуры треугольной формы с закруглением имеют сходства по форме с крыльями птиц; большие по размеру фигуры (треугольники и квадраты с закругленной стороной) похожи на туловище птиц, зверей, морских животных. Такое соотношение и сравнение частей развивает у детей воображение, умение анализировать предметы и изображения сложной формы, выделять составляющие части. Дети быстро находят решения и составляют самостоятельные фигуры по своим замыслам.  Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур. Детям нравится составлять изображение по образцу, они радуются своим результатам и стремятся выполнять задания еще лучше. В этих играх у детей развиваются сенсорные способности, пространственные представления, образное и логическое мышление, смекалку и сообразительность. У детей формируется привычка к умственному труду.

 В уголке для родителей выставляю папку с дидактическими играми, объясняя цель и ход игры. Взаимодействую в тесном контакте с родителями с целью повышения их педагогической грамотности. Систематически изучаю новинки методической литературы, выбираю из нее интересный материал и консультирую родителей. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий