среда, 4 июля 2018 г.

«Родительские директивы или послания ребенку»


БОУ ДО г. Омска «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива»
БДОУ г. Омска «Детский сад №127».

«Родительские директивы или послания ребенку»
(В рамках реализации проекта «Родительская школа»)
Омск, 2016


Директива — это своеобразное «скрытое послание» родителя ребенку, поучение, в названии которого отражен скрытый глубинный смысл того, что хотим донести до ребенка. Психологи выделяют ряд директив, негативно влияющих на формирование личности ребенка. Предлагаем познакомиться с некоторыми из них.
1. Директива: «Не живи».
Выражения в бытовой речи: «Чтоб ты сквозь землю провалился», «Глаза мои на тебя бы не смотрели». 
Суть директивы: желание управлять ребенком через возбуждение в нем постоянного чувства вины. Ребенок может бессознательно принять решение, что он – источник всех возможных бед в жизни родителей, что он – их вечный должник. В результате у ребенка возникают серьезные эмоциональные проблемы.
2. Директива: «Не будь ребенком».
Выражения в бытовой речи: «Тебе уже три года, а ты ведешь себя как маленький», «Скорее бы ты вырос». 
Суть директивы: родители часто употребляют высказывания, обесценивающие любые проявления детскости, подчеркивая желательность взрослого поведения ребенка. Дети, принимающие данную директиву, в будущем испытывают трудности в общении с собственными детьми, так как не способны к раскованному, игровому поведению. Скрытый смысл такой директивы связан с несформированной готовностью родителей принять на себя ответственность за воспитание ребенка.

3. Директива: «Не расти».
Выражения в бытовой речи: «Не торопись взрослеть», «Ты еще мала, чтобы краситься».
Суть директивы: скрытый смысл этой директивы состоит в следующем: «Только в случае, если ты останешься маленьким, ты сможешь получать мою поддержку». Во взрослой жизни эти дети затрудняются создавать собственную семью, а если и создают ее, то живут вместе с родителями. Такая директива, безусловно принятая ребенком, может влиять и на формирование его физического облика. Ребенок начинает отставать в росте от сверстников, демонстрируя поведение, не соответствующее его возрасту.
4.  Директива: «Не чувствуй».

Выражения в бытовой речи: «Не реви».
Суть директивы: запрет на проявление эмоций в целом либо запрет на какие-либо конкретные чувства. Заблокированные эмоции не исчезают, а проецируются на объекты, которые доступны. Взрослые, которые получали в детстве такую директиву, испытывают затруднения в проявлении чувств в семейной жизни. Во взрослой жизни такие люди часто страдают психосоматическими заболеваниями (например, ожирением, так как утрачивают контакт с чувством насыщения).
5. Директива: «Не достигай успеха».
Выражения в бытовой речи: «Сами мы университетов не кончали», «У тебя ничего не получится».
Суть директивы: скрытый смысл директивы связан с наличием у родителей бессознательной зависти к успехам детей. Во взрослой жизни эти дети могут стать трудолюбивыми и старательными людьми, но их будто преследует злой рок (например, при завершении ответственного проекта вдруг возникает некое обстоятельство или причина, разрушающие успешное начинание).
6. Директива:  «Не делай».
Выражения в бытовой речи: «Ничего не делай сам — это опасно».
Суть директивы: при таком послании активность и инициатива ребенка практически полностью блокируются. Став взрослым, человек начинает испытывать мучительные трудности в начале каждого дела. Он постоянно откладывает важные дела на «потом». Фактически люди не догадываются, что выполняют таким образам родительскую директиву.
7. Директива: «Не будь собой».
Выражения в бытовой речи: «Твой друг это может, а ты…».
Суть директивы: данная директива может проявляться в виде указания на то, что ребенок должен быть похож на кого-то другого. Тем самым родители хотят манипулировать ребенком, заставляя его стремиться к недостижимому идеалу. Став взрослым, такой человек постоянно собой недоволен и считает это недовольство моральной добродетелью, а также может испытывать зависть по отношению к другим.
8. Директива: «Не чувствуй себя хорошо».
Выражения в бытовой речи: «Ты у меня хоть и слабенький, но сделал...».
Суть директивы: передается запрет на хорошее здоровье. Мать может говорить другим в присутствии ребенка: Ребенок приучает себя к мысли, что болезнь привлекает к себе внимание, плохое самочувствие повышает ценность самого действия, то есть болезнь добавляет уважение и вызывает большее одобрение. Поэтому в будущем этот ребенок либо уходит в болезнь, чтобы получать внимание от окружающих, либо симулирует болезнь для манипулирования другими людьми. 
Скорее всего, когда-то эти директивы имели положительное назначение, являясь концентрированным опытом выживания нескольких поколений семьи в реальных исторических условиях. Хотя  историческая ситуация постоянно меняется, директивы как некое инертное знание все еще передаются следующему поколению.

Используемая литература.
1. Гулдинг М., Гулдинг Р. Психотерапия нового решения. – М.: Независимая фирма «Класс», 1997.




2. Лосева В.К., Луньков А.И. Рассмотрим проблему...: Диагностика переживаний детей и взрослых по их речи и рисункам. — М.: А.П.О., 1995.

2 комментария:

  1. Интересная, содержательная и познавательная статья для родителей!

    ОтветитьУдалить
  2. Рада помочь. Спасибо за комментарии.

    ОтветитьУдалить